Всё о покупке и продаже бизнеса

Из чего складывается стоимость готового бизнеса?

Деловые люди, которые хоть раз задумывались о покупке готового бизнеса, наверняка задавались вопросом, как правильно оценить реальную стоимость приобретаемого предприятия. Мы проанализировали ситуацию со всех сторон и предлагаем вам ознакомиться с результатом нашего исследования.

Среди всевозможных предлагаемых цен принято выделять четыре типовых.

  • Первая цена — та, за которую покупатель желает приобрести бизнес.
  • Вторая – за которую предлагает его продавец.
  • Третья – реальная цена без надбавок.
  • Четвертая – цена, предлагаемая бизнес консультантами.

В благоприятных условиях третья и четвертая цены должны совпадать, а сделка купли-продажи осуществляться именно на этих условиях.

Почему цена часто не соответствует ценности?

Бизнесмены, продающие свое дело, закономерно стремятся выручить как можно больше денег. Сложно обвинять их в этом. Однако здесь есть толстая, но не всем заметная черта между «как можно больше» и «больше, как нельзя».

Не каждый бизнесмен, готовя свой бизнес к продаже, задумывается о его реальной стоимости. Нередки случаи, когда цена формируется вслепую, с надеждой на авось. Поэтому как продавцу, так и покупателю бизнеса необходимо иметь базовые знания относительно принципов, определяющих цену готового дела. Если же вы не имеете времени или желания разбираться в тонкостях совершения такой сделки, то рекомендуем обратиться к нашим специалистам, которые в них уже разбираются.

стоимость готового бизнеса - из чего она складывается?

К сожалению, стоимость готового бизнеса невозможно разобрать на составные части так же понятно и без остатка, как разбирают конструктор Lego. Однако мы попробуем — и пусть ситуация хотя бы станет яснее.

Из чего складывается конечная цена продаваемой компании?

Общая стоимость включает в себя две большие категории: материальные и нематериальные активы. Это понятно каждому. Но не каждому понятен другой критерий — критерий, который является едва ли не главным.

Этот критерий — срок окупаемости бизнеса.

В современных условиях рентабельными и высоко оцениваемыми компаниями при продаже считаются те, срок окупаемости которых составляет от десяти месяцев до двух лет. Но здесь существует важное исключение. В отдельную категорию выделяются предприятия, включающие дорогостоящие активы — чаще всего, недвижимость в собственности. В таком случае срок окупаемости может быть увеличен до пяти лет — а может и того больше. Целый завод с окупаемостью в десять лет может быть отличным вложением.

В целом можно сделать вывод, что стоимость бизнеса зависит от его способности приносить прибыль с учетом стоимости его основных активов. Главным фактором при этом все равно остается окупаемость и доходность предприятия.

Хотя бывают и ситуации, при которых бизнес покупают только ради активов, на окупаемость даже не глядя. В частности, именно так оценивается стоимость убыточного бизнеса. В этих случаях покупатель хочет либо реформировать предприятие, используя свои средства или знания — либо просто включить его активы в состав своего уже действующего дела.

Как выбор момента для продажи влияет на стоимость?

Для владельца бизнеса важно определить, в какой момент ему будет наиболее выгодно продать свое дело. Здесь важно определить пик наибольшего успеха до того, как бизнес пойдёт на спад. Этот процесс можно сравнить с торговлей на бирже. Предугадать выгодные условия довольно сложно — но это возможно.

С другой стороны, вы должны быть готовы к тому, что покупатель и бизнес-брокер постараются выяснить реальные перспективы вашего дела. И брокер — правильный брокер — не станет подыгрывать вам. А у него хорошие шансы правильно оценить ситуацию.

Бизнес, созданный на продажу — насколько это реально?

Некоторые предприниматели изначально создают бизнес с целью дальнейшей продажи, а другие — большинство — продают свой бизнес в ситуации, когда необходимы инвестиции в новые проекты, а действующий бизнес не приносит ни прежнего удовольствия, ни сверхъестественной прибыли.

Процесс создания бизнеса для последующей его продажи в России только набирает обороты. Вы спросите, зачем это нужно самим бизнесменам?

Видите ли, во-первых, разным предпринимателям по-разному удаются различные этапы жизни бизнеса. Кто-то легко выгрызает кусок места под солнцем и отстраивает процессы при старте. Кто-то не так хорошо справляется с этим, зато мастерски расширяет сеть заведений. Кто-то хорош только тогда, когда его бизнес дорастет до действительно крупного масштаба. Некоторые бизнесмены-«стартеры» хорошо осознают эту свою особенность — и используют ее таким образом.

Здесь мы приближаемся к «во-вторых». При грамотной работе такой бизнесмен-«стартер», создающий предприятия на продажу, богатеет значительно быстрее, чем если бы он продолжал получать прибыль от созданных им фирм. Срок окупаемости хорошего бизнеса — от десяти месяцев до двух лет, помните? Значит, при его продаже создатель одним махом получает прибыль за долгий срок. И всю эту сумму тут же может влить в создание нового, более крупного и мощного предприятия — чтобы потом продать и его, за еще большие деньги.

При этом в плюсе остается и сам «стартер», и те, кто покупает его добротно сделанные предприятия.

Бизнесмены, выбравшие этот путь, изначально строят дело таким образом, чтобы после было удобно его перепродать. Предприниматель доводит все бизнес процессы до уровня максимальной активности и продает компанию новому владельцу.

от чего зависит цена готового бизнеса

Иногда честные весы показывают бизнесмену, что создавать предприятие за предприятием и продавать их — выгодно. Что ж, прекрасно — главное, чтобы это не было в ущерб покупателю.

Стоимость бизнеса по франшизе

Другая возможность продать свой бизнес и при этом оставаться «в деле» – это стать франчайзером, то есть создать успешную и известную марку и продавать право работать под ней. Так, вы сможете легко развить межрегиональную сеть и получать стабильную прибыль. Франчайзи платят бизнесмену за «аренду бренда». Помимо прочего развитие сети с помощью франчайзинга позволяет компании за быстрое время достигнуть высокой известности. Впрочем, определенный «стартовый капитал» известности, конечно, должен быть уже наработан перед запуском франшизы — иначе кто станет ее покупать?

Перекупщики и реставраторы бизнеса

Следующий тип покупателей бизнеса — люди, которые берут его для дальнейшей продажи. Перекупщики. Если какой-то бизнес плохо «упакован», а предприниматель со стороны видит, что именно можно исправить, чтобы увеличить рентабельность, то он покупает дело. После совершения простейших действий вроде ребрендинга, ремонта помещений, смены управляющего состава или сотрудников, а также применения специальных техник, увеличивающих продажи, стоимость бизнеса может подняться на 30%.

Примерно так же поступают перекупщики машин: они устраняют поломки, наводят блеск и продают автомобиль по большей цене.

Одним из способов повысить цену готового бизнеса является перезаключение договора с арендодателем. Обычно срок аренды составляет до одного года, а после договор пролонгируется. Если бизнесмену удается договориться о заключении договора аренды сразу на несколько лет, это не только снижает риски для покупателя, но и увеличивает рыночную стоимость бизнеса.

Практика показывает, что зарабатывать на перепродаже бизнеса выгоднее всего в период кризиса. Многие компании продаются по достаточно низкой цене, имея при этом неплохие, хоть и не самые очевидные перспективы. В остальное время вам придется потрудиться, чтобы найти предприятие, из которого можно будет извлечь прибыль при перепродаже. Снижают цену, как правило, если причина продажи связана с личными обстоятельствами правообладателя и ему срочно необходимы деньги.

На практике встречались случаи, когда предприятие в одной из перспективных отраслей приходило в упадочное состояние вследствие невозможности нынешнего владельца вести дела. В таком случае инвесторы просчитывали, в какой срок окупятся их вложения и на основе собранных данных принимали решение. Когда перспектива развития видна на многие годы вперед, а прибыль прогнозируется с превышением текущих показателей в десятки и сотни раз, бизнес можно смело покупать и приводить в порядок.

Главная загвоздка

Главной загвоздкой на рынке готового бизнеса является несоответствие запросов покупателей и имеющихся предложений от продавцов. Так, инвесторы, готовые платить крупные суммы, зачастую не находят бизнеса должного уровня. Любой бизнес, будь то сфера строительства, красоты и здоровья или производства чего-либо, должен обладать высокой ликвидностью. Не всегда изначально дорогостоящее предприятие вы сможете потом быстро перепродать. Перед покупкой необходимо задумываться и просчитывать наперед возможности для будущей продажи.

Есть желание купить готовый бизнес? Наши бизнес-брокеры помогут сделать это безопасно
Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой защиты персональных данных