Всё о покупке и продаже бизнеса

Работа с персоналом при покупке бизнеса

При покупке бизнеса один из первых вопросов, которыми задается новоиспеченный владелец — сохранить команду сотрудников или набрать новый персонал?

  • Согласно статистике, примерно 43% бизнесменов решают не менять сотрудников компании и продолжать работать с уже сформированной командой. При этом в большинстве своем они убеждены, что это возможно лишь при наличии взаимопонимания с коллективом. Если сработаться не удается, то с коллективом приходится расставаться.
  • 37% бизнесменов уверены, что заменить стоит только руководящий состав (старших менеджеров и главного бухгалтера), а на работу низшего звена компании смена владельца не повлияет.
  • И только 18% предпринимателей сходу собираются вести дела с абсолютно новым коллективом.

Возможные проблемы с коллективом

Иногда люди увольняются целыми коллективами еще до того, как на горизонте появился потенциальный покупатель. Случается, что владелец, принимая решение продать фирму, дает объявление в интернет-издание или газету, не поставив в известность своих работников и поставщиков. Узнав о переменах в жизни компании, сотрудники, в свою очередь, решают больше не выходить на работу. Директор компании продает уже не бизнес, а скорее офис. Согласитесь, ситуация неприятная для обеих сторон.

Впрочем, купить такой офис под видом бизнеса может лишь тот покупатель, который проигнорировал все проверки и не обратил внимание на отсутствие работников. Раз уж вы читаете статьи на этом сайте, с вами такой номер наверняка не пройдет.

Чтобы все прошло как по маслу, рекомендуется еще до заключения сделки пообщаться в неформальной обстановке с продавцом и порасспрашивать о его сотрудниках: кто есть кто, как каждый из них относится к своей работе, потеря кого будет болезненна для бизнеса, а кого можно отпустить без вопросов.

работа с персоналом при покупке бизнеса

Чтобы не потерять эффективность покупаемого вами бизнеса, стоит разобраться в нюансах работы конкретной команды до того, как вносить в нее какие-то изменения.

После такого «расследования» покупатель уже способен сформировать для себя четкое мнение о приобретаемой компании и сделать свой выбор: работать с прежней командой или набрать новых сотрудников. Но здесь принципиально важно понимать, что найти ценных работников не так легко, как кажется, а потеряв стоящего сотрудника из прежней команды, вы можете поставить под удар целую компанию, ведь этот человек скорее всего направится к вашим конкурентам.

И в принципе — если вы покупаете готовый бизнес, не предполагая разобрать его на составляющие и использовать их по отдельности для развития уже имеющегося у вас дела, то уже имеющаяся в нем команда — ключевой компонент.

Ведь бизнес — действующий инструмент. Цельный. Вы, конечно, можете заменить в нем все, что угодно, но для начала неплохо бы разобраться, что и как в нем работает, от чего зависят привлекшие вас финансовые показатели, а что не столь принципиально. А если вы покупаете готовый бизнес без команды — значит, это уже не совсем готовый бизнес. Скорее заготовка. Никак не действующий инструмент.

Шпионские штучки

А как новому владельцу войти в дело так, чтобы персонал не запаниковал раньше времени?

Эксперты выделяют два варианта развития событий при введении в дело нового управляющего. Необходимо либо отправить на разведку своего человека, либо изначально представить его коллективу как потенциального владельца.

  • Первый способ предполагает в некотором роде обман своих работников. Нельзя говорить, что это будущий владелец компании. Важно постепенно вводить в дело нового собственника. По подсчетам специалистов наиболее оптимальный срок – полгода. Что нам это дает на выходе? Нового владельца команда не будет воспринимать в штыки, за это время сотрудники уже привыкнут к нему, и даже будут поддерживать его на первых порах. Итог: команда сохранена, ни один сотрудник не уволился, а вы руководите отлаженным бизнесом с эффективной работой сотрудников.
  • При осуществлении второго способа считается необходимым собрать весь коллектив и рассказать работникам, что их ждет в дальнейшем. Необходимо заверить сотрудников, что в ближайшее время ничего не изменится и никаких перестановок в кадрах не предполагается. Пусть это будет и не правдой, но на первом этапе без этого никак не обойтись. Важно показать, что пришел не просто новый владелец, а лидер, способный открыть компании второе дыхание.

Три пути общения с коллективом

Итак, вы внедрились в команду. Что делать дальше? Сохранить коллектив, привыкший к своему лидеру, поможет правильная линия поведения нового собственника. Вот несколько вариантов развития событий.

  1. Последователь. На первом же собрании заявите, что считаете «отца» фирмы гениальным руководителем, который наладил эффективную работу предприятия, и никто, даже вы, не сможете его заменить, но вы и не претендуете занять его место, ваша задача — продолжать уже устоявшиеся традиции ведения бизнеса. Важно стать тем самым связующим звеном между основателем и сотрудниками.
  2. Популист. Он же «отец родной». Сфокусируйтесь не на работе, а на самих сотрудниках, ведь именно от них зависит эффективность развития бизнеса. На первом же собрании сообщите сотрудникам, что они настоящие профессионалы своего дела и показатели производительности предприятия исключительно их заслуга. Важно показать, что ваша цель — не карьера или деньги, а стать родным отцом персоналу.
  3. Хозяин. Сразу поставьте сотрудников перед фактом, что вас интересует прежде всего бизнес и именно вы способны вывести компанию на новый уровень. Но здесь важно заметить, что такая тактика может подойти далеко не всем. Стать настоящим Хозяином сможет только такой владелец, который по своим качествам и деловому чутью равен прежнему управленцу по уровню профессионализма или (что еще лучше) превосходящий его.

Эти модели поведения по работе с уже устоявшимся коллективом помогут вам вести бизнес эффективно. Но а сохранить команду, или же набрать новых сотрудников, решайте сами.

Есть желание купить готовый бизнес? Наши бизнес-брокеры помогут сделать это безопасно
Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой защиты персональных данных