Секреты успеха в бизнесе

Клонирование бизнеса: формула успеха

Решили открыть свое дело, но не знаете, с чего начать? Попробуйте ориентироваться на уже существующие предприятия. Ответьте для себя, чем именно вы бы хотели заниматься: ресторанный бизнес, розничная сеть, промышленность. Вариантов — море. Спокойно выбирайте то, что интересно именно вам, а прибыльным бизнес сделает опыт других предпринимателей, который вы скомпонуете и усовершенствуете.

В идеале формула успеха выглядит так:

  1. выберите фирму, которая будет прототипом вашего бизнеса;
  2. проанализируйте ее бизнес-модель;
  3. скопируйте все лучшие моменты;
  4. усовершенствуйте то, что вам кажется сомнительным.

Отбросив наивные рассуждения вроде «копировать плохо, я придумаю все с нуля» и последовав этим четырем пунктам, вы будете практически обречены на успех.

Сначала немного про наивные рассуждение.

Вам говорят, что создание бизнеса – это нечто уникальное и оригинальное? Что копировать идеи — некрасиво? Это не так. Успешными становятся только те предприниматели, которые опираются на опыт своих коллег. Речь идет не о слепом повторении судьбы той или иной компании, а о копировании бизнес-модели. Об использовании сильных сторон. Об отказе от изобретения велосипеда.

Делающий так предприниматель анализирует ситуацию и применяет ее в соответствии со своим положением дел. Начинающий бизнесмен, прежде чем применить на себе какую-то бизнес-модель, должен ответить для себя на два вопроса.

  1. Каков доход будет с этого дела и как скоро вы окупите инвестиции и начнете получать чистую прибыль? Игра стоит свеч?
  2. Кому это нужно? Проанализируйте целевую аудиторию, для кого вы выпускаете ту или иную продукцию, кто будет пользоваться вашими услугами?

Только ответив на эти вопросы, можно идти дальше. При этом не забывайте о том, что старая модель экономики, когда миром правил производитель, сейчас уже не актуальна. Сегодня миром движет потребитель. И вы, создавая бизнес, должны ориентироваться на своего потенциального клиента, дать ему то, что ему нужно. Только тогда вы преуспеете в бизнесе.

Что представляет из себя бизнес-модель?

В первую очередь это своеобразный шаблон бизнеса, описывающий его ключевые составляющие и их взаимосвязи. Это не только метод описания и разработки схемы бизнеса, но и основной бизнес-процесс фирмы, смесь функций, механизмов бизнеса и организационной структуры. Это один из важных этапов стратегического планирования.

В этом шаблоне бизнесмен схематически описывает свое дело, выстраивает определенную стратегию его ведения, также на его основе легко сделать выводы о том, что будет выгодным для компании, что благоприятно скажется на развитии фирмы, что является ключевыми моментами успеха, а что, напротив, бесполезно или попросту потянет бизнес ко дну.

Бизнес-модель полезна не только предпринимателю – основателю конкретного дела, но и начинающим бизнесменам. В копировании чужой логики нет ничего зазорного. Вы ведь не пытаетесь придумать собственную, уникальную модель ходьбы? Как уже говорилось выше, это не слепое заимствование, а переработка прошлого опыта. Согласитесь, вы считаете вполне нормальным взять за основу отчет за прошлый квартал и заменить в нем цифры на актуальные. То же самое и с бизнесом.

Прежде, чем составить или переработать определенную бизнес-модель, предприниматель должен ответить для себя на ряд вопросов.

  1. Для кого вы будете производить продукцию или оказывать ту или иную услугу?
  2. Ваш продукт имеет какую-то ценность для конечного потребителя?
  3. Какими путями продукция доходит до своего получателя?
  4. Какие коммуникации создаются и поддерживаются с клиентом?
  5. Сколько и за какой именно ваш продукт готовы платить клиенты?
  6. Какими ресурсами вы должны располагать, чтобы реализовывать предыдущие пункты?
  7. Что необходимо предпринять, чтобы бизнес-механизм запустился?
  8. С кем стоит вести дела для успешного развития компании?
  9. Когда, кому и за что нужно платить?
клонирование бизнес-модели

Вот мы и подошли к главному. Удачной «атаки клонов» вам и вашему бизнесу.

Пошаговая инструкция по клонированию бизнес-модели

1. Направление

Определитесь с направлением, в котором будет развиваться ваше дело. Чем вы хотите заниматься? К чему у вас лежит душа? Помните, что бизнес должен приносить не только деньги, но и удовольствие. А заработать можно на чем угодно. Когда предприниматель говорит о том, что бизнес – это нечто уникальное и оригинальное, он забывает о том, что рынок товаров и услуг существует уже очень давно, и принести сюда что-то новое практически невозможно.

Не обязательно, что то или иное направление в бизнесе отсутствует в вашем городе или стране, оно может существовать на протяжении многих лет на другом континенте. И такое положение дел вам будет только на руку, потому что конкретно на вашей географической территории это будет что-то новое и уникальное, а вы при этом сможете воспользоваться уже существующей и успешно практикуемой бизнес-моделью. Но если вы все же рискнули открывать дело, которое есть уже на одной территории с вами, то будьте готовы к конкуренции.

2. Прототип

Выберите компанию-прототип. А лучше выберите несколько таких компаний, чтобы было поле для анализа. Когда вы соберете все самые лучшие моменты с нескольких успешных фирм, на выходе вы получите хорошую бизнес-модель собственного дела. Но для начала определите сами для себя, на какие параметры вы ориентируетесь.

  • Какие должны быть финансовые показатели?
  • На какую по величине компанию вы рассчитываете?
  • Где вы планируете открывать фирму?
  • Каковы отзывы контрагентов?
  • Какой ассортимент предлагается клиенту?
  • Каков уровень известности на рынке?
  • Плюс другие показатели, которые важны лично для вас и будущего бизнеса.

Затем определите для себя, где искать компанию-прототип. Здесь источниками могут стать:

  • отраслевые порталы и справочники;
  • каталоги выставок;
  • отзывы;
  • экспертные мнения;
  • веб-сайты организаций;
  • личные наблюдения.

Но на самом деле этим поиски компании-прототипа не ограничиваются. Вы можете искать информацию в любом другом источнике, главное, чтобы это дало вам то, что вы ищете.

Занесите в таблицу все данные, которые вам удалось найти. Исходя из этих оценок, вы можете выбрать именно ту линию, тот шаблон, по которому будете выстраивать свой бизнес.

3. Модель

Создайте свою бизнес-модель на основе выбранного шаблона. Важно собрать максимум информации о компаниях-прототипах. При этом нужно взглянуть на бизнес не только со стороны предпринимателя, но и со стороны потенциального потребителя, а также со стороны конкурентов.

Самая распространенная ошибка начинающих бизнесменов – это взгляд только с одной стороны (со своей точки зрения). Глупо пытаться предсказать все ожидания целевой аудитории, если вы 40-летний мужчина с консервативным вкусом и открываете магазин молодежной одежды. Ведь ваша задача – дать объективную оценку прототипа будущей целевой аудитории.

Довольно популярный и вместе с тем эффективный метод исследования – тайный покупатель. Именно так вы сможете понять, какие у ваших конкурентов плюсы и минусы с точки зрения целевой аудитории. А если осуществить еще и контрольную закупку, то вы можете понять нюансы механизма продаж и даже получить образцы документов. Чтобы организовать исследование самостоятельно, необходимо:

  1. определиться с целевой аудиторией (кто эти люди, которые будут потреблять вашу продукцию?);
  2. разработать инструкцию для работы тайного покупателя, нужно быть готовым ко всему;
  3. при необходимости придумать легенду или сценарий проверки;
  4. разместить объявления о вакансии тайного покупателя (аккуратно, чтобы конкуренты ни в чем вас не заподозрили);
  5. провести инструктаж;
  6. собрать все материалы исследования и проанализировать их.

Сегодня существует множество специализированных агентств, где вы также можете заказать услуги тайного покупателя.

Однако и этот метод может оказаться неэффективным, если вы допустите ошибку. Давайте разберем наиболее распространенные из них.

  • Оценка бизнеса на основе единственной проверки. Такая оценка, как правило, субъективна и не несет собой никакой полезной информации для вас и будущего бизнеса, поскольку нельзя делать выводы на основе проверки одной торговой точки. В идеале нужно провести не менее трех проверок, чтобы получить объективную картину положения дел.
  • Проведение исследования покупателями, которые не являются целевой аудиторией. Согласитесь, сложно дать объективную оценку бизнесу, если вы выберете в тайные покупатели в магазин женской одежды мужчину.

После анализа полученной информации вам остается сформулировать свою бизнес-модель по уже известной формуле: скопировать все лучшее и усовершенствовать.

4. План

Не стоит полагать, что для открытия дела достаточно только схематично составить бизнес-модель. Этого мало. Необходимо также разработать и бизнес план, который поможет вам:

  • перепроверить финансовые показатели модели на соответствие вашим ожиданиям;
  • разработать организационный план (что, когда и как делать?);
  • разработать маркетинговый план (как будет выстраиваться коммуникация с целевой аудиторией);
  • разработать производственный план (нужен в редких случаях).

Минимально бизнес-план должен содержать:

  • первоначальные вложения;
  • текущие затраты (определение структуры переменных затрат, то есть затрат, которые зависят от объема продаж и постоянных затрат, которые будут в любом случае, вне зависимости от объема продаж);
  • выручка и затраты на рекламу;
  • финансовый результат;
  • расчет точки безубыточности.

5. Первая сделка

Практика показывает, что создание бизнеса с нуля на основе уже существующей и, что немаловажно, процветающей компании — дело довольно простое, но вместе с тем объемное и трудоемкое. Поэтому здесь самое важное не сворачивать с пути, а после заключения первой сделки ваши дела определенно пойдут в гору.